Раннее развитие ребенка
Сайт П.В. Тюленева

500 вопр.ч.2
 Home Частые вопросы "12-летка" Что нового? Поиск

Home 500 вопр.ч.1

 

Сто вопросов по раннему развитию ребенка, часть 2.

6. Так, получается, что кроме занятий, нужно рассказывать своим детям о том, что происходило на работе, отчитываться, одним словом, если это не криминал, конечно. Но ведь малыш не только лежит и смотрит - мы с ним гуляем, играем, разговариваем ... Как использовать это время?

Свое поведение в присутствии малыша нужно тоже рассматривать как “опорный образ”, из которого в будущем ваш ребенок будет строить свое собственное поведение. То же самое следует сделать и с формами общения с младенцем.

Скажем, если родитель входит к нему в комнату и, “сюсюкает”, вместо того чтобы прочесть, скажем, стихотворение из школьной программы, например, М.Ю. Лермонтова “Бородино” (“Скажи - ка, дядя, ведь не даром ...), то такому ребенку весьма трудно будет стать культурным человеком. Постарайтесь иногда в буквальном смысле принимать выражение: “Культуру этот ребенок впитал еще с молоком матери” (Примеч.: В системе МИР этот прием называется “Кормлечтение”).

Вы сами можете подбирать полезные произведения. К примеру: полезно было бы рекомендовать стихотворение “Я волком бы выгрыз бюрократизм - к мандатам почтенья нету! ...” В.В. Маяковского. Почему? Потому, например, что каждый может показать малышу наглядное пособие - паспорт, его и изготавливать не надо. А в будущем, добавив географические и политические карты, вы сможете и о новейшей истории рассказать, о странах и народах бывшего СССР, а это сразу 1/6 часть суши Земли.

Можно прочесть ребенку что - то и на других языках, если вы ими хоть в какой - то степени владеете..

Ведь ребенок Ваше “сю - сю” или стихотворение воспринимает как божественное откровение, запоминает его навсегда, как актуальную жизненную информацию. Но все, что как правило, делают сейчас в семьях, читая массу глупых детских книжек - это даже в школе на экзамене не понадобится. Идет массированное оглупление только родившегося поколения. Как можно потом требовать хорошо учиться? Другое дело - образ стихотворения, которое входит в школьную или вузовскую программу. Ведь установлено, что полугодовалые малыши узнают и радуются, когда слышат стихотворения, которые им читали мамаши во время беременности! То есть, строго говоря, можно было бы осваивать “методы развивающего общения”, начиная с периода беременности - так в будущем, наверное, и будет.

В принципе, не так сложно добиться, чтобы каждый акт общения с плодом или малышом шел в копилку его полезного, интеллектуального опыта и совершался вами осмысленно и с дальним прицелом. Для этого на наших сайтах приводятся сведения о школьных и вузовских программах - используйте только их, смело исключите из своего репертуара все глупые, на ваш взгляд, детские книжки.

Система МИР позволяет свести до минимума затраты времени родителей, “опорные образы” своевременно поступают к ребенку отовсюду: со стен, лежат на полу, доносятся из магнитофона, приходят к нему во время каждого контакта с вами.

Вывод: Если, используя рекомендации, вы сможете организовать в квартире окружающую среду и свое общение, то в конце концов ребенок начнет почти самостоятельно играть только в полезные, развивающие и образовательные игры МИР, которые будут соответствовать тому, что придется сдавать в будущем для аттестации, получения квалификационных уровней. Тем самым будет решена проблема развития и образования.

7. Как охватить все бесчисленные области человеческих знаний и видов деятельности? В какие игры играть, чтобы все охватить? Хочется, чтобы ребенок рос гармонично развитым! Что важнее: сделать ребенка способным, или дать конкретные факты? Какие стадии развития важнее всего?

- Мы долго работали над этой проблемой, применяя методы науковедения и системного подхода. Цель системы МИР дать не просто энциклопедические знания, а воспитать “творческого энциклопедиста”. После получения феноменальных практических результатов мы в 1995 - 1996 году опубликовали выводы, что используя наши методы любой родитель, от простого разнорабочего до академика, может сделать из своего ребенка Человека Развитого, обладающего такими способностями, которые считались уделом только редких, гениальных личностей. Во многих семьях говорят: мы вовсе не мечтаем об этом! Хорошо, пусть будет так, но все хотят избавиться от проблем, связанных с обучением, воспитанием и будущим образованием ребенка, а без своевременного развития способностей по системе МИР избавиться от этих проблем невозможно.

В итоге, для простоты и максимальной эффективности мы рекомендуем десять основных игр - занятий, в которых сгруппированы несколько десятков предметов и творческих специальностей. Эти основные, точнее интегрированные игры называются: “Журналист”, “Математик”, “Ломоносов”, “Менделеев”, “Моцарт”, “Чемпион” и так далее. Кроме этих “больших” игр, имеются простые, или элементарные, которые называются “игрозанятиями”. Например, “Буквонос” - малыш, который с удовольствием приносит точно ту букву, которую вы просите, “Буквопек” - лепит и печет буквы из сдобного теста, и т.п.

Способность ребенка играть в ту или иную игру точно определяется его физическим данными, то есть, ползает ли он или уже ходит? Переход от “ползунка” к “ходунку” для ребенка означает переходу из одного мира в другой, или из одного класса в следующий. Поэтому стадии развития ребенка мы так и называем - классмиры. По этому вопросу в комплекте “МИР-1” имеется специальная книжка “Классмиры: стадии оптимального развития ребенка”.

Многие из проверенных “игрозанятий” позволят освоить малышу начальный образ правильных, полезных действий, навыков. Самое нужное: научить ребенка ключевым элементам будущих профессиональных действий, а дальше Ваш ребенок будет закреплять и развивать эти действия почти самостоятельно. Поэтому нужно все прочесть, так как все приведенные в комплекте “МИР-1” игры были реализованы на практике, в условиях, скорее всего, более трудных, чем обстановка в обычной семье.

Если мама будет очень внимательна ко всем рекомендациям и предупреждениям МИР, то можно получить превосходные результаты и даже легко попасть в книгу рекордов Гиннеса, потому что разделов науки бесконечно много. Скажем, ваш малыш раньше всех в мире докажет теорему Пифагора, изобретет какую нибудь систему исчисления или изложит “теорию групп”, или напишет литературное произведение определенного жанра... И дело не в уровне притязаний, а в лишнем поводе для активизации вашего потенциала, наконец, в “спортивном интересе”.

(Прим. ред.: Кстати, напомним, что за установление “рекорда в книге Гиннеса” выплачивают вознаграждение, в десятки тысяч долларов. Рассудите сами: в реальной жизни так и есть - каждое достижение, даже устройство на доходную должность - это небольшой, локальный рекорд, с выплатой “премий”).

8. Что произойдет, в чем выиграет ребенок, если начнет читать в 1 - 2 года?

- Освоение любого навыка в раннем возрасте дает бесспорные преимущества ребенку. У него появляется свободное время, которое он использует для опережающего развития. Возможности вашего ребенка необычайно расширятся, появятся уверенность в том, что он добьется успехов в жизни.

Каковы могут быть последствия ранней грамотности? Например, вы можете легко научить своего малыша в возрасте 1 - 2 года “Игре в писателя”. Начав в игровой форме составлять слова или печатать их в возрасте полутора лет, малыш за семнадцать лет ежедневной “игры в писателя” может превратиться в высокопрофессионального, известного всему миру писателя, журналиста, сценариста и так далее. К тому времени ему исполнится ... восемнадцать лет. Всего - то, но “писательский”, творческий стаж будет ... 16 лет! За эти годы можно многого добиться.

Примерно так, по этой методике появились деятели и мыслители, повлиявшие на судьбы народов люди, А. Македонский, С. Есенин, А. Грибоедов, Эдисон, Н. Винер, Ж. Пиаже.

К чему ведет ранняя привычка думать? Навыки думная тоже приводят к феноменальным результатам. Так, по словам Альберта Эйнштейна, он работал над природой магнитного поля с пяти лет, когда удивился магнитной стрелке подаренного отцом компаса и стал постоянно об этом думать, искать ответ, “почему стрелка занимает положение “на север”?

9. Какие преимущества даст ребенку раннее освоение рисованием? Что может дать раннее рисование, увлечение кинематографом (актерством, режиссурой), программированием?

Например, если ребенок рано научится рисовать, то границы его мышления могут существенно расшириться. Для иллюстрации этого приведем следующий рассказ родителя.

“И сказала мама: “Позанимайся с ребенком”!

Во втором классе мама однажды в сердцах сказала отцу: “Ты ведь профессиональный художник - позанимайся с сыном, научи его рисовать! Тебе трудно это, что - ли?”

Отец нехотя согласился, и три дня мне рассказывал о секретах художнического ремесла, показывал. В первый день он научил меня затачивать и держать карандаши, наносить полутона, разводить краски, работать с гуашью, пастелью и другими материалами и инструментами.

Во второй день рассказал о перспективе, некоторых приемах, технике набросков. Потребовалось знать наизусть пропорции частей человеческого тела и лица. Все это тоже сопровождалось упражнениями.

Третий день был посвящен рисункам, наброскам, композиции, то есть, объяснениям, что такое картина, техника масштабирования (как увеличивать маленькие рисунки, эскизы до бесконечных размеров) и правилам рисовании портретов.

В заключение был наложен строжайший запрет на раскраски, перевод картинок. Отец так и сказал: “Если хочешь навсегда потерять способность к рисованию - лучшего средства, чем раскраски и “переводилки” всякие, не придумать!”

На этом обучение теории закончилось, и я стал рисовать по перечисленной отцом программе. Я рисовал обычные домашние вещи, причем самые простые: коробки, стаканы, мячи, графины, череп и скелет, найденные в книжках и, наконец, свою руку до почти фотографической точности. Критерием качества был один: рисовать нужно было идеально правильно, так, чтобы мой рисунок почти не отличался от некоторых рисунков, сделанных профессионально в книгах и тех, которые сделал отец.

После нескольких упорных попыток я, наконец добивался почти такого же качества. Но у меня не было желания постараться так, чтобы нарисовать лучше, чем отец.

Помню, что еще отец очень убедительно мне сказал, что нужно постоянно стараться рисовать с натуры. Он поднялся, открыл шкаф, достал и подарил мне свой небольшой этюдник, с которым, будучи фронтовиком - студентом, сразу после войны, ходил “на этюды”, то есть рисовать природу. После этого и я несколько раз ходил рисовать с натуры. Правда, эти опыты мне почти всегда не удавались - такой процесс творчества меня не захватывал, я все время почему - то думал о том, что нужно идти дальше, чем отец, и что рисование - это только начало.

К рисункам нужны были пояснения и я решил стать писателем. Потом оказалось, что не хватает движения, звуков - так я начал готовиться быть режиссером кино. Фильмы встречались глупые, я пришлось стать философом, экономистом и социологом. В конце концов я пришел к выводу, что самое интересное и полезное - моделировать действительность на компьютерах. В конце концов я начал создавать компьютерные игры.

Вспоминаю, что еще дали мне те три дня занятий с отцом.

Из -за рисования у меня уже в третьем классе начались неожиданности: однажды, в апреле пятиклассник отобрал у меня рисунок, который я сделал “с натуры”. На рисунке был изображен соседний четырехэтажный жилой, угловой дом по улицам Целинной и Орджоникидзе, так как другого более живописного пейзажа с крыши нашего дома не наблюдалось. Пятиклассник бегал с моим рисунком по школе, показывал друзьям, учителям и, наверное, хвалился. В конце концов, когда я был уже в слезах, меня выручила учительница, Алла Ивановна - она разыскала этого пятиклассника и вернула мне рисунок.

С другой стороны, я еще в школе здорово выиграл из - за того, что отец меня научил грамотно рисовать. Однажды, в начале седьмого класса на очередном уроке, я мягким карандашом сделал набросок увиденного мною ночью зрелища - салюта в Дубовом Парке в 1964 году, на празднике “Великого Октября”, то есть 7 ноября. Когда наш учитель рисования, человек весьма крутой, увидел этот рисунок, то он по собственной инициативе освободил меня от всех уроков рисования, поставив мне пятерку за год, несмотря на то, что школа была столичная и тогда контроль был жесткий. Более того, на следующий год он же освободил меня и от уроков черчения - а это дало мне еще больше свободного времени. Правда, взамен мне поручили оформлять, рисовать заставку школьной стенной газеты, но это не было трудным делом. Так что я имел по несколько часов свободными целых два года. В результате я даже специально начал ходить в городскую библиотеку, успевал посещать кинотеатр - ходил на особенно интересные фильмы.

Еще одна такая история случилась в результате того, что я рано научился писать и читать стихи. В девятом классе наша завуч, освободила меня от уроков литературы. Это произошло неожиданно, случай был уникальный. Однажды, рассказав о своем учителе, она неожиданно предложила поставить “пятерку” тому, кто будет знать наизусть его любимую поэму. Я сдал ей перед всем классом “Евгения Онегина” наизусть. Ей ничего не оставалась, как поставить оценку за год, и отпустить меня с миром - класс потребовал: “Сделайте, как обещали!”. По привычке на литературе меня никогда не спрашивали до окончания десятого класса, если только я сам не вызывался отвечать.

Думаю, мне очень повезло, и я от этого выиграл. Вместо толстенных и не всегда интересных томов из обязательного списка по литературе я читал то, что мне было интересно: Джека Лондона, Ф.М. Достоевского, В. Леви, фантастику, и многое другое, даже “Капитал” К. Маркса.

Навыки рисования помогали выиграть время и в будущем. После зачисления в вуз, всех отправили на полтора - два месяца сельхозработы, а мне поручили изготовить комплект пособий, плакатов для профессоров. По этим плакатам впоследствии почти пятнадцать лет учились студенты нескольких факультетов.

После поступления в вузы существовала обязательная трудовая повинность: зачисленных студентов отправляли в бедствующие колхозы, часто в полевые условия, собирать урожай или строить фермы и тому подобное.

Так что с положительными сторонами ускоренного самообучения я знаком... Лишь через много лет я узнал, что за эти три дня, во втором классе отец со мной прошел весь первый курс художественного института, хотя сам он, если говорить формально, не имел даже полного среднего образования.”

Такие примеры можно продолжать бесконечно. Я уверен, многие из родителей тоже вспомнят случаи из своей жизни, когда раннее развитие в какой - либо области, давало существенные преимущества.

Принято говорить “В начале было слово”. Долгое время смысл этой основополагающего утверждения оставался неразгаданной тайной. Слова матери, обращенные к отцу: “Позанимайся с ребенком!”, как вы убедились, дарят ребенку таланты. Когда, прочитав многие книги по методам интеллектуального развития в середине 90-х годов замечательная мама двоих малышек - дочек, Юлия Князева, обратилась к своему мужу, выпускнику мехмата, с этими словами, она и не подозревала, что ее дочери в результате этих слов, с удовольствием и радостью закончат ... вуз в 12 - 14 лет.

10. Мы говорим о преимуществах раннего развития, а каковы проблемы?

Все проблемы как показывает анализ, связаны с тем, что родители сами не заботятся заблаговременно о социализации своего малыша. Причем, удивительно, как настойчиво и упорно идут многие родители к этим будущим проблемам!

Но разве можно решить проблему “социализации” в рамках одной, отдельно взятой семьи? Это невозможно, так как социализация предполагает и означает общение ребенка с такими же детьми по уровню своего развития. Найдите себе в нашем клубе две - три семьи, из тех, кто развивает ребенка по системе МИР, или поделитесь материалами со своими знакомыми.- и проблем социализации в будущем у вас не возникнет. В противном случае ваш великолепно развитый ребенок неизбежно будет страдать от одиночества или непонимания.

11. Как наиболее удобно освоить всю систему МИР, целиком? Что такое “10 х 10”?

- Для простоты и удобства родителей в системе МИР принята десятичная система: имеется десять основных игр и десять классов, от 0 до 18 лет, называемых “классмиры”, так как для ребенка, например, начать ходить - это означает открывать для себя новый, огромный мир возможностей.

То есть, вам нужно нарисовать или представлять квадрат 10 х 10, со ста клетками, каждую из которых вы постепенно заполняете, отмечаете, скажем красным или синим цветом.

12. Что такое “игры”, “игрозанятия” и “программы” системы МИР?

- Игры, или “игрозанятия” в МИР очень просты для запоминания и смысла (“Журналист”, “Ломоносов”, “Президент” и другие. В любом возрасте нужно начинать играть с ребенком в десять игр, которые охватывают все предметы.

Почему используется слово “программа”? Программа - это постепенно усложняющаяся игра.

Приведем пример программы. Сегодня вы играли с буквой “А”, завтра - с буквой “М”. Послезавтра вы можете играть уже с двумя буквами: “М” и “А”. Получилось: “МА”! А это уже - первое слово, которое произносят почти все малыши, и оно означает “мама”. Если малыш указывает на маму когда ему показывают слово “МА”, значит эта маленькая программа освоения трех букв пройдена успешно.

В системе МИР “программы развития и образования” начинаются в возрасте до года, и продолжаются до 18 лет. Осуществляются они начиная с кроватки, заканчивая Интернетом и реальной общественной, например, международной (“всемирной”) деятельностью вашего ребенка. Эти большие программы условно называются: “Журналист”, “Ломоносов”, “Моцарт”, “Художник”, “Президент”, “Математик”, “Менделеев”, “Предприниматель”, “Чемпион”, и другие.

Обратите внимание на периоды развития ребенка, “классмиры”. К каждому периоду нужно относиться серьезней, чем к переезду на новую квартиру. Если ребенок еще только смотрит - нужно показывать пособия по этим десяти программам. Это - “смотрунок”. Но когда младенец начнет трогать ручками - это “трогунок”. Немедленно весь арсенал пособий, нужных ребенку вещей обновляется, дополняется, создается новый “игровой МИР”, классмир - 2. И так далее.

13. Имеются ли особые секреты в системе МИР?

- По существу, когда не знаешь, оказываются важными “секретами” все детали и рекомендации, даже самые мелкие и незначительные, по мнению взрослого. Например, неразгаданными секретами для многих родителей оказываются следующие правила или условия.
См. РК" МИР-1"

14. Что имеют в виду, когда говорят, что рекомендации системы МИР - обеспечивает ОПТИМАЛЬНОЕ образование, то есть, высший пилотаж психологии и образования?

- Это означает, что система МИР дает возможность родителям достичь МАКСИМАЛЬНОГО уровня психического и физического развития ребенка при МИНИМАЛЬНЫХ затратах. Принцип минимакса лежит в основе оптимизации.

Начало массовой оптимизации образования, то есть сокращения непроизводительных затрат и потерь в обучении, было положено еще в 60-е годы XX века Б.П. Никитиным. По его методикам дети оказывались настолько развитыми, что в состоянии не только окончить среднюю школу на три - четыре года раньше, чем обычно, и заняться дополнительным образованием: музыкой, спортом, интернетом, дизайном и другими творческими профессиями. Отдельные методы были предложены Н. Зайцевым. Наилучших результатов добился величайший педагог XX века В.Ф. Шаталов, он, к примеру, сократил сроки отличного усвоения математики любыми учениками в 5 - 10 раз.

Система МИР дает еще гораздо большие возможности повысить эффект обучения, в частности, позволяет планировать получение некоторых видов (финансового, языкового, юридического и др.) первого высшего образования к возрасту 12 - 14 лет.

Примечание: Этот уровень абсолютно недостижимым для других методик дошкольной педагогики и воспитания, так как хорошее и отличное развитие детей чрезвычайно невыгодно школьным педагогам. Это происходит потому, что армия школьных педагогов не хочет переучиваться и боится остаться без работы, цепляясь за устаревшие технологии, как “лионские ткачи” и “чартисты” более 300 лет тому назад. Именно “школьные педагоги” формируют бюджет систем образования во многих странах, вот уже несколько веков препятствуют использованию методов интеллектуального развития детей. Вы столкнетесь с тем, что будут убеждать вас не заниматься с ребенком, не развивать его, как в 60-е годы школьные педагоги и врачи обрушились на семью Б.П. Никитина, сразу шестеро детей которого окончили школу на 3 - 4 года раньше. Заметим, что то, чего могут достичь родители с помощью рекомендаций МИР недостижимо и для лабораторий прикладной и экспериментальной психологии, “одаренности”, “педагогической генетики” и т.п., поскольку эти разделы официального, традиционного образования полностью игнорируют факты и научные достижения второй половины 20 -го века.

По линии получения образования система МИР обеспечивает максимальную социальную адаптацию ребенка, абсолютно недостижимую для всех иных детских садов и центров, школ и вузов.

15. Чего нельзя делать?

- Чрезвычайно многого делать нельзя!

Вот главный совет: выпишите себе на листок все запреты, которые имеются в книжках, и выполняйте их. Продумайте внимательно последствия всех запретов и представьте, что ожидает, если вы будете читать рекомендации тех, кто никогда не получал хороших результатов раннего развития. Приведем несколько примеров.

- “Моего ребенка я уже учу ходить!” Это - настоящая катастрофа. “Караул! Вы обрекаете малыша и себя на массу потерь и неприятностей!”” - хочется воскликнуть, когда видишь, как мама, прочитав статью какого - нибудь дилетанта психолога, берет полугодовалого малыша за ручки и учит его ходить. В будущем следование этому совету может стоить родителям нескольких тысяч долларов потерь, а в ближайшие месяцы вы потеряете массу времени, бесконечно часто помогая и поддерживая поставленного на ложный путь малыша - все равно он начнет ходить тогда, когда это позволят темпы роста его ножек.

- “Мы учим младенца рано ползать, по - Доману”. Когда я вижу, как папа в избытке чувств учит двухнедельного младенца ползать укладывая его на живот, я не могу не сказать: “Что же вы делаете? Вы уйдете на работу, а мама и бабушка будут обречены неотрывно носить ребенка на руках, а потом, когда он подрастет, нанесете ему неизгладимую обиду, оторвав его от себя! И потом: ранними ползунками - грудничками всегда была богата Африка, в итоге, интеллектуальный уровень развития которой вам известен. Найдите более полезный и безопасный для развития малыша способ излияния своих чувств!”.

- “Мы купили ребенку прыгунки!” - радуются родители, а хочется плакать. Как понять маму, которая несмотря на категорический запрет, покупает полугодовалому малышу “прыгунки” или “ходунки”? С позиций педагогики и физического воспитания, это тоже самое, что покупка подростку ... пива, сигарет или наркотиков.

“А у нас малыш уже ходит ... правда, в ходунках”. Купив “ходунки” - ставьте крест на оптимальных темпах развития.

“У нас импортная, качественная кроватка”. Поставив младенцу импортную, дорогую кроватку вместо рекомендуемой “советской” - сразу имейте в виду, вы оставили малыша без стен настоящей “микрошколы”, к тому же выбросили на ветер деньги. Давая кубики, имейте в виду, что добираетесь к центру по кольцевой или окружной дороге ...

Когда ко мне обращаются “Почему мой ребенок плохо учится в школе?” уже бесполезно задавать встречный вопрос: “А почему же вы в его младенчестве делали все неправильно?” Спасти такого ребенка и сделать его отличником можно применяя совсем другие методы, интеллектуальный психотренинг, например, по системе В.Ф. Шаталова в школах системы МИР.

Увы, родители всегда платят за свою неинформированность или безответственность, и “счетчик” включается сразу же после рождения. Цена использования “не МИРровых” рекомендаций огромна и хорошо известна - это счастливое будущее ребенка, и неустроенная старость.(Адрес дополнительных материалов по этой теме: www.tyulenev.chat.ru ).

16. Что нужно делать, чтобы развить способности ребенка?

- Нужно собрать свои силы, преодолеть себя и выполнить рекомендации - все они проверены на практике и сомневаться не приходится. Можно только опоздать, но спрашивать будет не с кого - только с себя.

Оценить свою родительскую ответственность очень просто: ставьте десятку, если выполнили рекомендацию МИР, и ставьте себе двойку, если не выполнили. Остерегайтесь применять другие методики - подумайте и разберитесь, зачем вашему ребенку худшие результаты?

Если же вы одновременно пытаетесь применять чьи - то другие советы, то чаще всего, зная аналогичные рекомендации “системы МИР” вы проставите себе оценку от -(минус) 2 до -(минус) 10.

Еще раз обратим внимание на недостатки применяемых распространенных методик.

1) Недостатки “программ Г. Домана”. Например, изготавливая и показывая карточки изготовленные “по - Доману” для медицинских сестер и воспитателей, вы не только истощаете свой бюджет (огромное число больших карточек - “битов информации”), но и безвозвратно губите свое время, поскольку в соответствии с программами карточки нужно многократно показывать. К тому же некоторые типы этих карточек (точки, слова) в большом количестве явно вредны. Карточки же эти велики - Доман не исследовал этот вопрос, изначально он изготавливал их для использования в большой больничной палате, профессионалами - медсестрами.

Наконец, в большинстве случаев по этим занятиям ребенок вообще перестает слушать вас - именно об этом, начиная с 1996 года, заявляют все “доманцы”, кто к нам обращался. Это происходит вследствие того, что трудно не “перегнуть палку”, то есть, не надоесть. Конечно, можно пройти специальные курсы “родительского мастерства”, но от потерь времени и средств это не избавит - причины заключаются в принципиальных ошибках и недоработках этих программ. Из этих потерь и слагается огромный минус.

2) Недостатки “педагогики Монтессори”. Еще большие потери обнаружатся при занятиях по методикам последователей, энтузиастов и последователей и импровизаторов опыта и идей М. Монтессори, которые в определенных условиях, вытекают частными случаями из системы МИР. Эта педагогика также разработана для использования профессионалами в учреждениях, но для детей с врожденными недостатками интеллекта. Естественно, что для нормальных детей такая система многократно перегружена и отвлекает их от естественных темпов, особенно от творческого развития.

Посудите сами: что вышло из того, что в 80-е годы едва ли ни все уважающие себя детские сады в городах СССР были укомплектованы комплектами пособий М. Монтессори, которые стоят тысячи долларов, тогда еще рублей? Ведь никакого прорыва в дошкольном развитии не произошло! Если вы проанализируете самые устаревшие, традиционные программы “Радуга”, “Истоки”, то увидите, что Монтессори педагогика, появившаяся в начале 20 -го века, там вполне усвоена. Теперь же эту педагогику предлагают родителям как новое слово.

Конечно, знакомство с опытом Марии Монтессори педагогам необходимо, но ... Еще раз напоминаю: вы же слышали, что эти методики созданы для работы со специальным контингентом, детьми с задержками умственного развития. Адаптирование “педагогики М. Монтессори” в раннем развитии на деле оказывается - это “стрельба из пушек по воробьям”, отвлекает от более полезных и эффективных методик, созданных специально для родителей.

Рассмотрим, чем кончается увлечение “педагогикой М. Монтессори” для родителей? После того, как вас убедят купить несколько дорогостоящих рамок - вкладышей и других ненужных пособий, у многих родителей пропадает всякая охота заниматься: все сведется к тому, что вам будут внушать, что требуется специальный детский сад, за огромную плату...

В этом, собственно, и заключается сегодня вся миссия имени “Монтессори”.

3) Достоинства некоторых методик. А теперь приведем конкретные примеры действительно оптимальных методик.

Еще 40 лет назад Б.П. Никитин в домашних условиях малоимущей семьи получил результаты, которые превосходят все, чего достигли “Монтессори - педагоги” во всех странах за все сто лет существования этой методики. Произошло и обсуждалось это в течение длительного периода, начиная с 1960 по 1975 год, имеются книги и кинофильмы... Бесспорно, что система Б. Никитина полностью перекрывает педагогику Монтессори, и это умалчивают нынешние последователи, традиционные педагоги, “открывшие” вдруг для себя опыт М. Монтессори. Так зачем же вам заведомо худшие результаты, да еще с колоссальными затратами? Известно, что М. Монтессори не занималась со своим ребенком в домашних условиях, и только нащупала и применила коррекционные методы в условиях специального, хорошо оснащенного учреждения с неограниченным бюджетом. В то же время, воспитывая семерых детей Б.П. Никитин не только нашел и описал многие оптимальные решения раннего развития, но и показал их применение во всех деталях в условиях реальной, к тому же малоимущей и необеспеченной семьи.

Так, для решения конкретных дидактических задач обучения чтению слогов и слов детей от 3 -х лет и старше оптимальной является методика “кубиков Н. Зайцева”, которую, однако, надо применять строго с учетом ограничений, выявленных за последние десять лет XX века.

Что же касается “системы МИР”, то это - всеобъемлющая система раннего развития, которая плавно переходит к дошкольному и среднему образованию и, далее, завершается высшим, общим и специальным образованием. В области раннего обучения - от 0 до 2 лет - эта система продвинулась еще намного дальше в эффективности и по результатам. Для получения правильных ориентиров родителям рекомендуется переписать копии документов, напечатанных ребенком в возрасте от 1,5 до 6 лет с тем, чтобы составить полное представление, как развиваются интеллектуальные возможности ребенка в этот период. (Адрес: www.larisa.h1.ru/recordmir.htm ).

17. После опубликования книг по системе МИР в 1995 - 1996 году в Россию появилось много книг по раннему развитию: Доман, Монтессори, Р. Штайнер (“вальдорфская педагогика”) и другие. Все это - старые методики, последствия которых должны быть известны. В чем суть их негативных последствий?

Ведь там результаты намного хуже, чем в системе МИР. Получается, что издатели действуют по правилу: “Дай вам боже, что нам не гоже”? В чем дело?

- Самое губительное: применять иностранные методики. Это будет означать, что вы можете поставить будущее своего ребенка в зависимость от зарубежных миссионеров, которые ни за что отвечать не будут.

В итоге увлечения американскими книгами, у сотен тысяч родителей в стране “программы Домана” отбили вообще охоту заниматься с ребенком, сначала заинтересовав родителей, а потом унизив их, показав безысходность этого дела. Сегодня многие отказываются от раннего развития именно потому, что ни одна семья, занимающаяся “по - Доману” не выдерживает трудоемкости таких занятий. И это, заметьте, это при полном отсутствии результатов этой методики, приближающихся в результатам системы МИР.

Примечание. Но мы не раз убеждались, что зарубежные консультанты - продолжатели дела “пирамид”, пусть и в деле воспитания и образования, и не более того. На самом деле, вы не знаете, что и кто за этим стоит, но прекрасно видите, к какой катастрофе привело использование, например, заморских методик МВФ в экономике страны в целом. Наивно было бы полагать, что наши внешнеэкономические конкуренты России в бизнесе и торговле, многоопытные “акулы”, экономисты и политики, покупавшие у индейцев целые территории за безделушки, захотят сделать ваших детей умнее своих? Эти зарубежные “методики” поставят вас в зависимость, и исчезнут в недоступных небесах высокой стоимости. Происходит то же, что и в экономике.

Но не лишне помнить, что еще более тридцати лет тому назад конгрессом США было признано, что образование является новым, стратегически важным приоритетом. В финансовых пирамидах, построенных при содействии МВФ, исчезли сбережения российских пенсионеров (1992 г.), капиталы среднего класса (1998 г).

Современные же образовательные пирамиды “12-летка” и другие, хотят в итоге, отнять у родителей способности, потенциал ребенка. Еще не забыт свежий опыт увлечения “вальдорфскими садами”: тысячи детей в Москве потеряли возможность продолжить образование даже в обычном, традиционном темпе. В последние годы все чаще слышны трезвые голоса, и почти всем стало очевидно, что задача зарубежных фондов - устранить российских конкурентов, наших детей - будущих специалистов с мирового рынка. По всей видимости, имеет место попытка “растворить” достижения системы российских педагогов и системы МИР в потоке макулатуры.

Такие же последствия ожидают родителей, если они пытаются применять методику Н. Зайцева раньше, чем нужно по возрасту малыша, или дольше, чем это рекомендуется в системе МИР в отношении этой методики.

Какой следует из этого вывод? Разберитесь, не применяйте сходу эти методики реабилитации детей в специальных учреждениях, как бы их не пытались приспособить к раннему развитию.

Выводы. Сначала изучите недостатки программ Домана, Монтессори, допускаемых во многих детских центрах ошибок применения методики Н. Зайцева, и вам многое станет ясно.

Ваш ребенок - гений, ему нужен весь МИР, а не системы, ведущие к заведомо заниженным результатам! Между просим, напоминаем, что, опять - таки, лучшие результаты образования детей с отклонениями систем восприятия получены у нас, в СССР: вспомним В. Сухомлинского (книги: “Родительская педагогика”, “Сердце отдаю детям”), защитила диссертацию слепоглухонемая О. Скороходова ... Ведь это было еще 60 - 70 - е годы.

18. В какие игры играть?

- Просмотрите книги, составьте список игр, игрозанятий и попробуйте все опробовать.

Помните, что если вы будете применять игры из других методик, то скорее всего, почти в ста случаях получите задержку развития по сравнению с системой МИР. Лучше посоветуйтесь, узнайте возражения системы МИР против тех или иных методов и игрушек. А потом - решайте, берите ответственность за будущее ребенка на себя.
См. РК" МИР-1"

19. Не у всех получается заниматься с малышом - как преодолеть эту трудность?

- Для этого нужно сделать так, чтобы с ребенком занимались ... стены вашей квартиры и книги! Эту проблему решают два типа развивающих стендов системы МИР, которые изготавливаются вами самим строго по правилам или приобретаются в специальных магазинах или у представителей МИР, а также “развивающие книги МИР”, которые получили широкое распространение.

К этому вопросу нужно отнестись особенно внимательно, так как чем больше таких стендов и книг в квартире, тем лучше. Поэтому вам можно и нужно научиться самим сооружать эти стенды в детской комнате, на кухне, в коридоре, и даже на даче. Таким образом вы получите своеобразных “домашних педагогов”, безропотных и послушных вашей воле, которые будут демонстрировать ребенку все, что требуется по учебным и развивающим программам системы МИР. В противном случае вам придется пригласить гувернера или няню, и они вам все испортят, так как без “развивающих стендов МИР” они все равно ничего не смогут сделать.

- Получается, что в самом начале, нам нужно приобрести или изготовить незаменимых помощников - “развивающие стенды МИР”, в двух вариантах. Как это сделать? Можно ли их заменить, липкими или магнитными досками или чем другим, из того, что появляется в продаже?

Для раннего (и последующего) развития эти стенды незаменимы ничем и, познакомившись с материалами книг, вы поймете почему. Для “позднего развития” это: таблицы, кубики, магнитные доски, и проч.

19.2. “Скотчевый развивающий стенд”

Служит для закрепления букв, опорных образов в виде карточек, репродукций, предметов небольшого веса, и в своих возможностях намного превосходит дорогостоящие магнитные доски, липучки и многие другие приспособления для демонстрационных целей.
Как изготовить и использовать: См. РК" МИР-1"

А. Стенд ТАО-100.

См. РК" МИР-1"

Б). Другой вариант лент ТАО изготовить еще проще, приводим схематический рисунок:

См. РК" МИР-1"

19.2. “Планшетный развивающий стенд с держателями”

Второй вариант развивающего стенда тоже представлен целым семейством зарегистрированных изделии: “развивающий коврик”, “планшетный развивающий стенд”, и другие. Их общая особенность такова: все они утыканы “держателями”, на которые можно навешивать буквы, карточки и другие пособия. Эти держатели или штырьки должны быть безопасными, например, резиновыми (каучуковыми) или пластиковыми.

Замечу сразу: несмотря на кажущуюся примитивность, у этих стендов имеется необъятное количество нужных для раннего развития качеств: они помогают развивать “мелкую моторику”, “заставляют” принимать буквы и картинки правильное положение, и так далее и тому подобное.
См. РК" МИР-1"

19.3. “Развивающие книги МИР”

Центральной в системе МИР является методика “Читать - раньше, чем ходить”, поэтому книги занимают особое место. Первыми книжками малышей в системе раннего развития становятся “развивающие книги МИР”, которые очень легко изготавливаются самими родителями.

Если вы все сделаете правильно, что в результате начнется реализация требования - правила: “читать ребенок может начинать раньше, чем ходить”.

20. Многие родители уже начали заниматься с детьми. Чем отличаются Ваши рекомендации от программ Домана, Монтессори, Зайцева, Никитина и других?

- Имеется огромная дистанция между системой МИР и уходящими в прошлое перечисленными отдельными, разрозненными и подчас случайно созданными рекомендациями и методиками, которые не учитывали накопленные факты, достижения психологии и других наук о человеке.

В системе МИР на научной основе рассмотрены все известные рекомендации. Впоследствии они были оценены с позиций задержки развития детей по сравнению с системой МИР. По многим конкретным причине не рекомендуются “программы Г. Домана”, подходы и многие пособия, “сады М. Монтессори”, “вальдорфские сады” и др.

Лучшие из существующих рекомендаций, такие, как методики Н.А. Зайцева, многие разработки Б.П. Никитин, система В.Ф. Шаталова, как оказалось уже после проверки “системы МИР” на практике, не противоречат теоретическим положениям и входят частными случаями в систему МИР, поэтому они тоже могут быть рекомендованы для применения. Однако для них имеются четко очерченные конкретные условия, а также определенные интервалы времени, вне которых они могут принести вред. Эти сведения об ограничениях популярных методик вы найдете в материалах комплекта “МИР-1”.

Порою родители нас упрекают в излишней агрессивности по отношению в перечисленным “авторитетам”. Но если, скажем, врач прописывает вам вредное лекарство, разве мы имеем право молчать? Неисчислим вред раннему развитию в России, который нанесли издатели книг Г. Домана, изданные без соответствующих предисловий специалистов по МИР. Мы не можем молчать, ссылаясь на “авторитет”, когда точно знаем, где и какие недопустимые ошибки имеются в методика и программах Г. Домана, “последователей” М. Монтессори и других специалистов, а также в деятельности отдельных консультантов и воспитателей, статьях и книгах ряда авторов.

21. Мы прослушали кассеты, где ребенок 2 - 3 -х лет открывает различные, детские и взрослые сборники, читает и поет песни. Что сделать, чтобы ребенок как можно раньше запел и знал мелодии?

- Методы развития музыкального интеллекта достаточно разнообразны, но успех вам будет гарантирован, если вы строго выполните несколько наиболее важных рекомендаций.
См. РК" МИР-1"

 

500 вопр.ч.3
"Раннее развитие ребенка" и "Система МИР", а так же названия методов "Читать, считать, знать ноты ... - раньше, чем ходить" и т.д. являются торговыми марками Академии образования, социального и экономического развития. Все права защищены,  и зарегистрированы. Использование без сылок на сайт запрещается. 
Вопросы и предложения направляйте по адресу: aor@oss.ru , mirr@chat.ru или tyulenev@chat.ru .
Copyright © 2000 Академия образования, социального и экономического развития. 
All rights reserved.
Последняя модификация: пятница июня 29, 2001.