Раннее развитие детей
сайт П.В. Тюленева

Доман
Home Up Раннее разв. "12-летка" Образование Что нового? Читать Поиск Акад.образов.

 

Замечания и предупреждения по использованию программ Г. Домана

*****************

МИР: Самые выдающиеся дарования губятся ленью родителей.

Содержание

1. Как возникла система программ Г. Домана

2. Как соотносятся методы Г. Домана с отечественными рекомендациями?

3. Почему не годятся карточки Г. Домана?

- Показ карточек очень полезен, но предлагаемые американцами карточки излишне велики и неудобны, требуют больших затрат времени родителей или специально обученного воспитателя - няни.

4. Когда вредны рекомендации по физическому развитию?

- упражнения по физическому развитию всегда полезны, но они не должны отнимать время от интеллектуального развития ...

5. Почему для многих родителей, в конце концов,  оказываются неприемлемы демонстрации карточек по - Доману?

- демонстрации карточек нужны, но они потребуют все большее количество времени.

6. Разве не очевиден вред от показа большого количества целых слов?

- я называю это "кормлением ватой". По системе МИР дети вполне начинают складывать слова из букв к исполнению года. Что сложить пирамидку, что слово из букв - операции изоморфные, большого отличия между ними нет ...

7. Нет ничего безумнее и вреднее для развития творческих математических способностей показывать бесчисленные сочетания точек

- показ сочетаний точек полезен при небольшом количестве таких карточек ...

8. Вред и польза от систематических занятий с ребенком по - Доману

- требуют много времени ...
- при неумелом проведении занятий ребенок может отказаться от них ...
- отучают от самостоятельного развития

9. Некоторые модификации и усовершенствования методик Г. Домана: С. Лупан, Е. Данилова и др.

 

1. Общая характеристика

1. Как возникла система программ Г. Домана?

      Знать историю возникновения того или иного метода бывает очень полезно, чтобы вовремя внести корректировки, поскольку некоторые элементы могут быть просто изначально неосуществимы в условиях вашей, реальной семьи. Происхождение программ Г. Домана - напоминание о том, что не всегда методика, рассчитанная на исполнение целым штатом врачей, медсестер и нянечек, может быть осуществима в домашних условиях. 
В результате клинической практики в травматологическом отделении детской больнице, демобилизованный фронтовик Второй мировой войны,  американский врач Г. Доман обнаружил, что если с малышами начинать заниматься в раннем возрасте, с полутора - двух лет, то они могут показать феноменальные результаты интеллектуального развития, в частности, начинают рано демонстрировать элементы чтения. Особенно поразило американского врача и то, что это относится и к детям с черепно-мозговыми травмами, казалось бы, с безнадежным диагнозом. Однако, эти достижения все таки относятся к детям, головной мозг которых существенно не пострадал.  

      В результате многолетних эмпирических поисков, разработки программ реабилитации таких больных, обобщений, Г. Доман окончательно убедился в полной несостоятельности воззрений представителей традиционной педагогики на младший дошкольный возраст. В результате, он основал частный " институт по исследованию и реализации человеческого потенциала", число сторонников и последователей в США быстро растет. 
      Я познакомился с работами Г. Домана, как и почти все родители и педагоги России в начале 1996 года. Естественно, что лучше всего дать программы института Г. Домана в сравнении с системой МИР, так как можно сравнить практические результаты развития детей.  
      Но после внимательного рассмотрения, программы Домана  оказались собранием множества устаревших и часто ошибочных методов и приемов, которые в принципе не позволяют достичь уже привычных для нас результатов. 
      Использование программ Домана, несмотря на огромную трудоемкость, прекрасные цели ни при каких условиях  не позволят достичь результатов, которые дает уже реализованная и проверенная к тому времени "система МИР". Интерес у меня к ним сразу пропал. Хотя эти методы представляют огромный прогресс по сравнению с традиционными, но это далеко не оптимальные методы развития и обучения детей. Конечно, с исторической точки зрения эти работы имеют непреходящую ценность.

2. Как соотносятся методы Г. Домана с отечественными рекомендациями?

      По уровню результатов, из имеющихся в литературе материалов эти рекомендации Г. Домана, вместе с достижениями Б.П. Никитина - наиболее близкие к системе МИР. Если традиционные подходы к уходу за ребенком приводят к отставанию, например, начала чтения примерно на 5-6 лет по сравнению с нашими методами, то в программах Г. Домана и Б.П. Никитина этот разрыв сокращается до 1,5 - 2 лет.
      Как и все практические системы, рекомендации американцев, взятые в чистом виде содержат серьезные недостатки, которые делают невозможным получение наилучших результатов путем наименьших затрат. Эти рекомендации можно считать на два порядка превышающими эффективность традиционных методик и программ, в то же время МИР представляет собой во столько же раз более практичную и эффективную систему, чем американская.
      Кстати, Б.П. Никитин был до 1996 года совершенно не знаком с работами Г. Домана, как и я. Я уже рассказывал, как  обнаружив в начале 1996 года в магазине книгу "Дошкольное развитие ...", я   немедленно позвонил Борису Павловичу, который несказанно удивился и обещал отправить кого - нибудь приобрести ее ... Позднее, во введении к одной из книг Бориса Павловича я обнаружил цитату из "Доумена", но только и всего.

      Итак, в серии книг, переведенных и опубликованных в России начиная с 1996 года, имеются материалы американских исследователей, которые авторы называют программами обучения.

      Привожу сводку программ и предлагаемую им периодизацию этапов развития ребенка, используемую сотрудниками и последователями Г. Домана, который, занимаясь лечением и реабилитацией детей с мозговыми травмами, обнаружил более 30 лет тому назад эффект раннего обучения чтению.

***

      Сразу обращаю внимание, что Г. Доман тоже допускает явные ошибки, руководствуясь случайными рекомендациями некоторых педагогов, имевшими место в прошлом, в 50 - 60 - е годы XX века. Например, в тех случаях, когда он рекомендует начинать обучать чтению путем метода запоминания целых слов, записывая их на карточках.
       Это выглядит просто, эффектно, лучше, чем ничего, но злоупотреблять этим не следует Здесь Г. Доман и его последователи находится в плену явных противоречий, что свидетельствует об отсутствии у американского врача и его коллег опоры на последние (около 20 лет) представлений об информационном характере психических процессов, то есть, о результатах информатики, теории искусственного интеллекта и других. Да и практика показала, что такие программы - далеко не то, что нужно. Во всяком случае, тем, кто их уже освоил и применяет, нужно несколько скорректировать. Зачем же нынешним родителям, особенно в России, повторять ошибки которым уже более 20-ти лет? К началу 90-х годов результаты педагогики Г. Домана и близко не приблизились к тем, что достигнуто в России. В последние годы, разумеется, наши американские коллеги учитывают наши замечания, опубликованные в 1995 году, и в интернете с 1999 г. 

      Несмотря на необычность, революционность и новизну для родителей и педагогов, программы Г. Домана обрекают ребенка на более позднее начало чтения, чем в наших рекомендациях и, кроме того, они загружает мозг ребенка механическим запоминанием множества слов, предъявляемых ему на первом этапе обучения, которое приучает к заучиванию. Впоследствии, как пишет Г. Доман, “много позже мы объясняем ребенку, что такое буквы и зачем они нужны”. Разумеется, до этого долгожданного периода ребенок воспринимает множество слов как своеобразные иероглифы.

      Еще хуже обстоит дело с тысячами карточек с изображениями бессмысленных скоплений точек - "чисел".  Судите сами: разве этот пассаж - не доказательство абсолютной порочности этого метода?  Конечно, огромный потенциал развивающегося мозга малыша способен запомнить много таких изображений. Еще в 70-е годы я наблюдал, когда малыши запоминали целые книжки наизусть. Некоторые малыши даже сами пытаются “разглядеть” одинаковые буквы в словах, словно подсказывая взрослым, что есть менее трудоемкий путь познания. Итог такой программы чаще всего один: неизбежная глубинная усталось ребенка, отвращение к чтению. Это вызывается тем, что огромные участки нейронных полей будут   заняты ненужной информацией, как оперативная память компьютера, которую заполнил вирус. Впоследствие эти нейронные поля просто отрофируются, и нейроны отмирают. Но это произойдет через многие годы, и все это ценнейшее время мозг будет работать замедленно, натыкаясь и обходя занятые образами "целых слов", или запечатленными образами картинок с десятками и сотнями точек, которые рекомендует предъявлять младенцу Г. Доман. Некоторые сомневаются, что именно таковы принципы работы человеческого мозга, и пытаются аппелировать, видимо, к сверхъестественным механизмам. Но естественнонаучный подход и реальный практический опыт доказывает, что нейроинформационные ресурсы мозга так же ограничены, как у компьютерных систем, и увеличение реальной мощности человеческого мозга достигается совершенствованием методов интеллектуального развития, изобретением приемов упорядочивания фактов и операций ... 

      В свое время именно подобные соображения вызвали резкое неприятие идей Г. Домана у наших педагогов 60 - 70 -х годов. Но, как водится, с водой они выплеснули и младенца ... 
      С тех пор традиционные педагоги до сих пор невосприимчивы к методикам раннего развития.

      От методики предъявления множества целых слов мы отказались более 20 лет назад - ее несостоятельность очевидна по многим причинам, и даже если исходить из здравого смысла. Она полностью отвергается теоретико - информационными моделями мыслительных процессов.
      Кроме того, имеются факты из истории психологии, и к ним нужно отнестись со всей серьезностью.
      Родителей должны насторожить известные из истории факты, когда люди, обладавшие феноменальными способностями к запоминанию бессмысленных наборов слов, словосочетаний и цифр, выступавшие с демонстрацией этих способностей перед аудиторией, оказывались совершенно неспособными мыслить нормально, и часто, по сути, не были приспособлены к выживанию.  

      Вообще же родители должны взять за правило, на всякий случай помнить, как почти абсолютную истину, что ребенок - ничего не забывает. Интересный, насыщенный полезной информацией день останется навсегда с ним, так же, как и пустой бессмысленный день ... Причем, так же обстоит дело в школе, где развитый ребенок работает головой, как мне говорила дочка, "пять процентов" времени, а остальное время уходит на отрабатывание "трудовой повинности" во имя человеко часов, необходимых учителям для зарплаты ...

1) Слов, предъявляемых младенцу на карточках поначалу не должно быть много - десяток - полтора.

2) Они даются ребенку не сами по себе, а:

- для анализа

- для синтеза, то есть как образцы для "собирания" этих же слов из букв.

      Этим "убивается сразу "три зайца": запоминается слово, ребенок умеет его складывать и "разбирать на буквы".
      Но после того, как малыш научился каждое увиденное слово "воспроизводить" из "Азбуки" или печатать на машинке или компьютере, количество слов можно не ограничивать: мы стремимся, чтобы ребенок всегда пытался не просто  прочитать новое слово, но и составить его из букв магнитной азбуки, или напечатать на пишущей машинке, на компьютере. 

      Нормальна способность и желание ребенка составлять слова из букв по образцу должна проявиться в возрасте около года или чуть более того, одновременно с собиранием пирамидки.

      "Собрал пирамидку? А теперь соберем слово из букв, по вот этому образцу!"

      Причем, образцами могут служить слова, написанные печатными буквами фломастером от руки. Сначала буквы выкладываются рядом, а потом - прикрепляются, например, на стенке холодильника.

      Что же касается английского языка, то существует набор вариантов разного звучания букв, в зависимости от того, где эта буква находится в слове. Этот набор правил фонетики - конечен, таких правил несколько десятков. И он также легко осваивается - эта настоящая увлекательная игра: "Найди среди букв спрятавшийся звук!"

      Кстати, таких исключений немало в русском языке, если разобраться, но малыши успешно с этими "исключениями из правил" справляются и русские вообще этого не замечают.

      Вместе с тем, в английском существует несколько десятков слов, чтение которых совершенно не соответствует написанию - но это далеко не самые распространенные слова. Тут уж никуда не денешься - их нужно запоминать, и чем раньше, тем лучше.

       Другое дело - китайский язык.   Для раннего развития это вобще самый удобный язык: около тысячи ключевых иероглифов запоминаются раз и навсегда, одновременно тренируется музыкальный слух. Вот тут, показывая базовые иероглифы мы не загромождаем нейронные поля: образы иероглифов   кодируются в подсознании вместе с их звучанием и будут в изначальном виде использоваться всю жизнь ...

      Тоже самое ожидает, если в раннем возрасте чрезмерно загрузить ребенка играми с арифметическими операциями.  Это выглядит так, когда бы вы получили вместо полноценного компьютера, персоналку, снабженную ... только арифметическим сопроцессором. Выполнять арифметические операции он будет сверхбыстро, но со всеми другими операциями вы намучаетесь.

      Основной аргумент последователей Г. Домана заключается в том, что они считают, что отдельно взятая буква - это вещь, чрезвычайно абстрактная для ребенка. Это полностью неверное, "старопедагогическое" утверждение хотя бы потому, что для ребенка нет еще понятия абстрактного, для него все - конкретное. До сих пор во всех учебниках для воспитателей вы найдете абсолютный бред относительно психологии младенцев - и я не боюсь это повторять вместе со всеми педагогами - новаторами. Самая бредовая аксиома педагогики: "Обучение ребенка идет от общего к конкретному". Иначе говоря, чтобы понять, что такое "мама" (конкретное) ребенок сначала обязан усвоить понятие "общество"(общее).
      Так что мамочки, не трудитесь, чтобы ребенок понимал вас, пока не усвоит социологию ...   Отсюда вместо показа буквы "А" наши замороченные педагоги суют ребенку "арбуз", которого младенец еще, может быть, и не видел. Страшные задержки возникают в детских садах, когда еще не развив системы восприятия детишек, начинают их воспитывать, или водить в церковь ... Во всех этих случаях в мозгу идет нагромождение непонятных образов, которые так или иначе задерживают интеллектуальное развитие.

      Утверждение, что буква - вещь абстрактная - справедливо для взрослого, умудренного практическим опытом, которому впервые показали нечто новое, абстактное - “букву”. Для малыша же любая буква - конкретная игрушка. Вопрос не в том, что показывать, а в том, КАК показывать ...

      Большинство наших традиционных "Азбук", как и азбук во всем мире, рассчитаны на семилетних, которые знают что такое арбуз и пробовали его на вкус. А младенцу куда проще запомнить букву "А", чем арбуз. ...

      Однако, по нашим наблюдениям, если ребенок почти с самого рождения наблюдал вокруг себя буквы, щупал и даже пробовал их на “вкус” и т.д., то он относится к карточкам с буквами и магнитным буквам совершенно иначе: это его такие же любимые и привычные игрушки, как и все остальные. Уже к исполнению одного года он с радостью открывает, что из этих букв можно конструировать слова. В системе МИР это происходит примерно в том же возрасте, когда малыш начинает собирать пирамиду. Поэтому дети - “миряне” начинают не только читать, но и складывать слова гораздо раньше, чем обучаемые по американской методике.

      При этом, очевидно, вы развиваете еще и способность к конструированию (слов - из букв) - это умение рекомендуется во всех отечественных программах. Программа обучения чтению в системе МИР включает следующие этапы:

      1 этап. Отдельные буквы как модели звуков. Я, например, готов был кричать "АА-А!", и даже пританцовывать, если малышка из кроватки показывает мне букву "А", откладывая все свои дела. В самом деле, как вы еще объясните, что буква - это не шутки, она командует людьми. Буква в руках малыша - "журналиста" - должна иметь такую же силу, быть таким же оружием, каким грамота является в руках настоящего, популярного журналиста, который заставляет часто "плясать под свои произведения" даже президентов ... .
      Короче говоря, если вы будете к букве в руках шестимесячного малыша относиться так же, как к разгромной или лестной статье в центральной газете, то ваш маленький журналист начнет писать настоящие статьи и романы, наверное,  в возрасте шести лет.
Если же вы к букве будете относиться как к абстрактной вещи, то малыш так же к ней будет относиться. Буквы должны стать для вас и для него МОДЕЛЯМИ, командами тех звуков, которые они обозначают - вот тогда будет толк от них.

      Все это в еще большей степени относится к сочетаниям букв, цифр и букв, к словам и т.д. Рубеж самопроизвольного чтения преодолевается где-то к девяти месяцам. В 1987 году я несколько недель скрывал от бабушки и мамы начало чтения дочки, но когда в 12 месяцев она стала ежедневно составлять отдельные слова из букв, разразился скандал: "Ты с ума сошел! С семи лет нужно учить читать!". Это самое "С ума сошел!" я слышал во всех издательствах Москвы, так что опубликовать первую книгу удалось только в 1995 году, зато не счесть с ноября 1991 года отправленных по всей России писем и факсов..

      Кубики не понадобились, я устроил так, что как только малышка встала на ноги, она оказалась за машинкой. Так и повелось: Лариса подползала к машинке, вставала, печатала букву, извлекала бумагу, и только затем топала на кухню к маме: "Ни дня без строчки!". Эта игра называется "Печатать - раньше, чем ходить". В самом деле, что толку по большому счету, нашему "журналисту" от хождения без сообщения?

2 этап Отдельные слоги
3 этап Отдельные слова
4 этап Словосочетания
5 этап Простые предложения
6 этап Распространенные предложения
7 этап Книги

Замечания по другим программам:

      Программы “Как дать ребенку энциклопедические знания?”

      Все достоинства и недостатки этой группы программ определяются целью, которую ставит Г. Доман (см. “Как развить интеллект ребенка? с. 215). Эта цель заключается в достижении абстрактной эрудированности во многих интереснейших областях знания, искусства. Это, конечно, неплохо, полезнее, чем ничего. Но дискуссия об этом была в 70-е - 80-е годы, и она тоже внесла поправки, что мол, эрудитов много, а дела - мало ...

      Отмечу, например наиболее характерные из встречающихся недостатков, которые отмечают родители и педагоги, пытающиеся использовать программы Г. Домана (хотя, следует отметить, что взгляды американских специалистов часто изменяются, совершенствуются):

- карточки даются без надписей,
- они слишком большие, даже громоздкие,
- их стоимость по меркам России будет недоступна для многих.
- форма карточек не позволяет их использовать на ранних и на более поздних этапах развития ребенка.

      Методика Г. Домана требует большого количества времени родителей или гувернеров.
По мнению многих, это просто кошмар какой - то. Система  МИР потребует раз в двадцать меньше времени и средств при неизмеримо более высоком качестве обучения и развития ребенка. Да в этом каждый может убедиться, посмотрев наши "индивидуальные программы развития ребенка"  и попробовав их на практике.

      Меня беспокоит новая тенденция: к сожалению, многие наши педагоги, сохраняющие традиционное мышление "педагогика - для педагогов"(а не для детей),  увидели в системе Г. Домана наиболее затратный вариант методов раннего развития.
      Будьте начеку: если вы беседуете с "педагогом - профессионалом" - значит он будет отстаивать затратную, выгодную для себя систему. Они будут ссылаться на "законы педагогики", которые придуманы ими самими для себя, но не для родителей и детей. Именно эти педагоги и воспитатели будут ведут себя наиболее агрессивно и грубо, поскольку других аргументов у них нет: методики Г. Домана требуют многих занятий, нужны подготовленные гувернеры, няни ..., а система МИР - принципиально против затрат - она встраивается в обычный уход за ребенком.
В результате Ваш малыш с легкостью и радостью играя в "среднюю школу" может закончить ее к 8 - 10 годам, а вуз - к 12 - 14 лет.

      Откровенно и честно говоря, чрезмерное кодирование, "программирование"  по некоторым программам Г. Домана может вырубить целые поколения, уж куда лучше методики Б. Никитина, Н. Зайцева, не говоря уж о системе МИР.

      Неужели не ясен простой критерий: ради бога, смотрите на результаты!  Несмотря на впечатляющие первые результаты целые поколения "доманцев" так и остались своеобразными "арифмометрами" ... 

Из других моих книг:

      Недостатки программ, применяемых в США

1. В соответствии с многообразием определений интеллекта, программы разделены по видам мануальный, двигательный.

      Не выделена, и на несколько месяцев позже обращается внимание на такие важнейшие функции, как мелкая моторика, а также, осязательный, обонятельный, вкусовой “интеллекты”.

      2. Предлагаемая школой Г. Домана стратегия развития фактически программирует на запаздывание развитие высших интеллектуальных функций. Так, в системе МИР предъявление карточек с изображениями начинается гораздо раньше.

      3. Не предусматривается развитие системы зрительного восприятия с современных научных, "информационных" достижений...

      4. Не осуществляется вовремя, как того требует принцип "оптимальной полезности", развитие системы геометрических и пространственных представлений тогда, когда по природе малыш только этим и занимается ...

      5. Обучение чтению начинается с предъявления целых слов, которое неизбежно приводит к определенному исчерпыванию интеллектуального потенциала мозга, и это - установленный научный факт. Можно назвать это “эффектом кормления ватой перед вкусным обедом”. И напротив: в системе МИР в этому механическому запоминанию предшествует естественное освоение букв, как моделей звуков, что позволяет головному мозгу ребенку в десятки и сотни раз экономить “серое вещество”. Ведь многие буквы обозначают самые обычные, естественные звуки.
      Еще раз прошу всех обращать на это внимание: или вы думаете, в мозгу вашего ребенка через несколько лет можно будет запустить нечто вроде программы Norton - оптимизатор дискового пространства? Увы, нейроны не так просто перепрограммировать, а забить подсознание "ватой" очень легко: девяносто процентов информации часто оказывается бесполезной, а она все равно запоминается ребенком, и если не перегрузит мозг, то замедлит некоторые режимы работы. Это хорошо понимают те, кто знаком с вирусной атакой на компьютер.

      7. Не предусматривается своевременное развитие навыков конструирования, причем в системе МИР в качестве универсального “конструктора” используется азбука, алфавиты других языков. Здесь у нас вовсю работает и мелкая и крупная моторика ...

      8. Не осуществляется развитие представлений об изменении формы, размеров и цвета объектов, тогда как в системе МИР эти задачи решаются в возрасте до исполнения одного года путем использования динацессов, полностью заменяя дорогостоящие комплекты Монтессори и многие другие пособия детсада и школы ...

       9. Весьма существенные недостатки следует отметить в методике составления “программ энциклопедических знаний”, предлагаемых Г. Доманом.

      Несмотря на несомненную пользу этих программ, стремление к “глобальной эрудированности” без целевой установки напоминает все то же “кормление ватой”, правда, ватой “более высокого порядка”, то есть, отрезами и лоскутами материи, тогда как в реальной жизни при наличии достаточного количества книг, этим интеллектуальным  "самокормлением" дети успешно занимаются самостоятельно.

      Направляйте нам самые любые, самые острые вопросы - это прежде всего в ваших интересах.
Будут вопросы - будут ответы.

Другие материалы

 

Home Up
"Раннее развитие ребенка" и "Система МИР", а так же названия методов "Читать, считать, знать ноты ... - раньше, чем ходить" и т.д. являются торговыми марками Академии образования, социального и экономического развития. 
Вопросы и предложения направляйте по адресу:  aor@oss.ru .
Copyright © 2000 Академия образования, социального и экономического развития. 
Все права защищены  и зарегистрированы. Использование без сылок на сайт запрещается.  All rights reserved.
Последняя модификация: суббота мая 12, 2001.